Путь ЦЕО 2 – Первые шаги
Это вторая часть «Пути ЦЕО», она касается развития молодой корпорации, ее первых шагов в мире Eve. Традиционно напоминаю - все выше написанное является моим личным мнением, и написано на основании моего личного опыта. Я ни на что не претендую и никому не навязываю свою точку зрения. Мой текст так же не претендует полноту и не может быть истиной последней инстанции. Просто ряд советов на основании моего личного опыта. Так же хочу предупредить, что в этой части будет небольшое отклонение в сторону пвп корпораций, поскольку именно этим я и занимался.
На этом этапе я предполагаю, что вы уже создали корпорацию. Нашли нескольких единомышленников, поделились с ними частью корпоративной работы и, может быть, приняли нескольких новичков. Основная задача на этом этапе, это поиск и вербовка новых людей. С этого я и начну:
1. Рекрутинг.
Под рекрутингом здесь понимается процесс поиска новых мемберов для вашей корпорации, а так же их собеседование и агитация. На самом деле, этот процесс никогда не прекращается. Корпорации нужен постоянный приток новых мемберов, хотя бы для компенсации уходящих в реал. Кстати, есть хорошая фраза – «Отсутствие прогресса есть регресс». Процесс рекрутинга на «хай» уровнях заметно отличается от рекрутинга на стартовых позициях. Но, сейчас, рассматривается совсем молодая корпорация, поэтому не будем забегать вперед.
Отступление 1: В рекрут топиках или объявлениях часто можно увидеть фразы типа «Молодая корпорация ищет…», «быстроразвивающаяся корпорация…» или сразу «Молодая быстроразвивающаяся» … Не надо так писать, и не надо писать похожие фразы... Умные люди это читают примерно как - «Мы полные нубы, только что создали корпу». Не, я понимаю, что это скорее всего на самом деле так, и вы хотите об этом предупредить… но, это можно сделать в более красивой форме, например, при собеседовании.
С чего можно начать рекрутинг? В прошлой части я рекомендовал определиться с рядом вопросов – образ корпорации, идея корпорации и портрет вашего идеального мембера. Если вы не читали об этом, пожалуйста, прочитайте. Сейчас я уже предполагаю, что вы уже расписали, кого и зачем вы собираетесь рекрутировать, и буду идти дальше. А дальше я бы посоветовал вам подготовить рекрут материалы.
В русскоязычной части евы наиболее распространенными рекрут ресурсами являются, рекрут раздел на форуме eve-ru.com и спам объявлений в RUS чате. Вторым я не занимался – предпочитал общаться через конво с заинтересовавшими меня людьми, так как спам в моих глазах это все-таки неверный подход представляющий корпорацию в несколько проигрышном свете. Но, это мое личное мнение, если нет вариантов лучше – то, почему бы и нет.
Вам необходимо разместить где-то в интернете красиво оформленный рекрут-текст. Там вы в грамотной, привлекательной форме описываете, какие вы классные ребята, кто вам нужен, на каких условиях вы принимаете народ и т.д. Лучше всего подобный текст разместить на своем сайте. И, соответственно, отсылать новичков туда. Это необходимо хотя бы для то, чтобы вы не набирали подобные тексты в конво и еве-мейлах по десять раз.
Отступление 2: По поводу сайтов. По моим наблюдениям сайты корпорации в еве служат только описанной мной функции. Т.е. для размещения рекрут текста. Некоторые размещают там мертвый раздел форума – «подача заявок на прием в корпорацию». Кто-то пытается вести колонку новостей, типа вот мы летали на КТА, было классно – посмотрите на скрины. Но в подавляющем большинстве случаев это все мертво, и служит лишь в качестве обложки для рекрут-текста. На самом деле сайт может быть замечательным рекрут ресурсом, с новостями, своим журналом/газетой, какими-то полезными для всех ресурсами, но… на моей памяти, никто это так и не осилил, и это печально. Для начинающих, я предлагаю не повторять проторенную дорожку в болото, и, если есть возможность, создать сайт именно как площадку для размещения рекрут текста. Потом к нему присоединить килборду(для пвп корпораций) и прочие полезности.
В качестве примера вы можете посмотреть первый рекрут топик моей корпорации и первый сайт. Сейчас, некоторые вещи, написанные там, мне кажутся наивными, но это будет хорошей иллюстрацией рекрут-материалов нубо-корпорации. Что-то похожее, а лучше лучше, необходимо сделать вам.
2. Собеседование и прием в корпорацию.
Предположим, вы беседуете с заинтересовавшимся вами человеком. Сложно давать какие-то советы в области общения. Во многом ведение собеседования уникально для каждого человека, зависит от его манеры и умения общаться, и этому надо постоянно учиться. Хотя, есть некоторые общие моменты. Может быть, я озвучу нечто очевидное, но, тем не менее…
Сначала хочу посоветовать - не надо прыгать выше головы и создавать у людей ложное впечатление о своей корпорации (нет, немного приукрасить дело святое, но надо знать меру). Если человек будет считать, что вы его обманули - удержать вы его не сможете. Только зря потеряете свое время и угробите время другого человека. Я лично стараюсь при собеседовании сдерживаться и подходить с позиции «А как будет выгодно поступить моему собеседнику?»
Например, к вам приходит человек с дальнего востока, а основная масса мемберов живет в часовом поясе Москвы. Соответственно, лучше всего его предупредить, что на какую-то совместную деятельность в московский прайм-тайм ему будет попасть сложно. И, если у него не получается играть в еву в это время, то ему может быть будет лучше поискать корпорации с дальнего востока. Или, к вам приходит опытный пилот, а вам самим без году неделя. Надо его корректно об этом предупредить, например - «Должен сказать, что в нашей корпорации много начинающих пилотов. Может быть, вам не будет столь интересно играть, как в уже опытном коллективе.»
Понятно, что заполучить опытного игрока в начинающую корпорацию дорого стоит. Но, ваша задача состоит не в том, чтобы он к вам зашел в корпорацию, а в том, чтобы корпорация получила нового полезного мембера на длительный срок. Если этот мембер не найдет в вашем коллективе ничего интересного, то он в лучшем случае тихо исчезнет. Поэтому я старался строить собеседование с позиции «Давайте мы вместе найдем то, что вам нужно». Поверьте, эту позицию люди прекрасно чувствуют, и относятся к собеседующему и его корпорации соответствующе.
Так же, при собеседовании помните, что вам с этими людьми проводить вместе месяцы, если не годы. Если кто-то оставил у вас негативное впечатление, то лучше не надо с ним связываться. Аккуратно закруглите разговор и посоветуйте обратиться в корпорацию, которая по вашему впечатлению для него больше подходит. Игра должна приносить удовольствие, а не головную боль в виде постоянных конфликтов и споров. И именно от вас зависит, что вы получите в конечном итоге.
Еще хочу напомнить - собеседование необходимо всегда вести вежливо, доброжелательно, с взаимным уважением. Это не значит, что вы должны лебзить или Выкать (я, например, старался всегда сразу переходить на «ты») просто ведите разговор спокойно и адекватно, в удобной для вас манере. У вас могут быть проблемы в реале, плохое настроение – это не должно влиять на ход разговора. Так же человек, с которым вы беседуете, может быть не заинтересован в разговоре, может занять агрессивную позицию, наехать на вас, тогда извинитесь и распрощайтесь.
Почему так? Потому, что вы в момент собеседования представляете корпорацию, и ваши поведение будет переноситься на нее. И запомните на будущее – любые личные конфликты не выгодны. В реале, представитель фирмы ляпнул что-то невежливое заказчику – фирма потеряла контракт, люди работу. А ева, это лишь отражение реальности. Да, масштабы другие, но зачем вам лишние проблемы? Кстати, для ЦЕО особенно необходимо следить за своим языком.
Отступление 3: Самоконтроль – одно из важнейших качеств ЦЕО. Развивайте его, обращайте на него постоянное внимание. Чем больше корпорация, чем больше ее активы и серьезней решаемые вопросы, тем больше нервов и негатива на вас может вылиться, вплоть до разборок в реале. Вам могут лгать, засылать шпионов, кидать на деньги, просто оскорблять – это жизнь, эта одна из неизбежных сторон нахождения на вершине. Если вы этого органически не приемлите – не надо лезть высоко. Но, в любом случае очень важно в такие моменты сохранить контроль над собой и не сорваться.
Старайтесь строить собеседование в виде неспешного разговора двух приятелей, не напряжного, ни к чему не обязывающего. Можно делать вставки на отвлеченные темы, например, спросить человека, откуда он – задать пару вопросов о его городе: «А откуда ты в реале? – Ростов. – О! Замечательный город, я в нем был, когда к родственникам на море ездил.» Я несколько утрирую, просто обратите внимание – собеседование вовсе необязательно, даже вредно, превращать в формальное анкетирование или в шаблонное «пошли к нам – у нас все классно!!!!111»
3. Прием в корпорацию.
Предположим, что вы успешно зарекрутили нескольких людей в свои цепкие лапы, теперь принимаете их в корпорацию. Необходимо ввести ваших новичков в уже существующий коллектив, ознакомить пришедших с правилами корпорации, дать им указания куда ехать, что делать.
Помимо дежурной фразы в корпчате типа «Прошу секунду внимания. Познакомьтесь с нашим новым мембером – ХХХ. Прошу любить и жаловать.» нужно зарегистрировать новичка на корпоративном форуме. О необходимости корпоративного форума я говорил в первой части. Если у вас подобного форума нет – найдите, есть специализированные бесплатные ресурсы. Потом, когда вырастите, перетащите все на свой домен/сервер с килбордой, сайтом и прочими вкусностями.
Там, на корпоративном форуме, вам как минимум необходимо изложить правила корпорации. Они могут быть довольно общими, могут быть подробными, просто, чтобы у людей были какие-то ориентиры. Сам форум очень полезный, я бы даже сказал необходимый, ресурс. В нем будет происходить большая часть корпоративного общения, обсуждение и планирование дальнейших действий.
Отступление 4: Помните о разграничении доступа к информации. Все, что вы написали на корпоративном форуме, в общем разделе, может уплыть к вашим врагам. Закрытые разделы так же могут быть взломаны – из примеров есть выложенный в открытый доступ форум RAT(главной корпорации альянса ААА) где они в достаточно нелециприятной форме отзывались о своих союзниках. Так же кто-то из директоров может с вами разругаться и после ухода подложить вам свинью. Можете использовать следующую памятку – «Есть информация, которую можно выложить в общекорпоративный доступ. Есть информация доступная только директорам. Есть вещи, о которых можно говорить только через конво/аську. Есть вещи, о которых говорят только по телефону. Есть вещи, о которых говорят только при личной встрече. Есть вещи, о которых не говорят никогда.» (с) Хан.
В следующей части я более подробно пройдусь по форуму и доступу к информации, пока остановимся на разделах необходимых для людей только что пришедших в корпорацию. Как я уже говорил - «Правила корпорации» и тема «О себе». В теме «О себе» я просил всех пришедших написать следующие вещи – 1) имя 2) возраст 3) кем работает в реале 4) город в котором живет 5) семейное положение и наличие детей. Так же можно в свободной форме высказать свои предпочтения или просто немного рассказать о себе.
Зачем все это? А необходимо это для того, чтобы мемберы корпорации при разговоре между собой представляли с кем они общаются. Это упрощает взаимопонимание и предотвращает конфликтные ситуации. Например, школьник начинает что-нибудь отмачивать – взрослые дяди, если они в курсе что он школьник, отнесутся снисходительно и не оскорбятся. Да и у директората на руках есть какая-то анкета, по которой можно ориентироваться при принятии решений. Ну и просто знаешь, кто с твоего города и с кем можно сходить на пиво. Кстати, когда вырастите, полезно нарисовать структуру корпорации – кто есть кто, и за что отвечает.
Так же полезно завести такие разделы для новичков, как «История корпорации», «Новости», «Библиотека». Если у вас, конечно, есть кому этим заниматься.
4. Обучение новичков.
Для молодых корпораций этот вопрос один из главных. В своей корпорации я как-то пытался подрядить людей разработать общую программу, что-то вроде «С первых дней в eve – до полетов в ганге». В этой программе разместить ссылки на полезные гайды и практические упражнения. Чтобы можно было новичкам сказать – читайте такие-то гайды (ссылка на раздел программы), а послезавтра у нас будет практическое упражнение по пройденному материалу.
Пример: гайд по настройке овервью, гайд по подскану – практическое занятие найти при помощи подскана экзаменатора на рандомном белте; гайд по фиту нубофригов, гайд по оружию, гайд по агро – учебный бой, на споте, на андоке, между инструктором и слушателями, между самими слушателями и т.д. Но, к сожалению, в законченном виде это так и не появилось.
Может быть, у вас получится сделать что-то подобное. Во всяком случае, можно начать с поиска и подбора толковых гайдов по вопросам интересующих вашу корпорацию, найденное стаскивайте на форум в раздел «Библиотека». Неплохо материал разделить по разделам и систематизировать по порядку изучения. Дальше - практические занятия. Можете составить расписание и распределить задачи между активными членами корпорации, кстати, в первый раз лучше проконтролируйте процесс лично – не каждый человек способен быть учителем.
Касательно практических занятий по пвп. Непосредственно обучением новичков я занимался довольно давно, но попробую вспомнить что-то полезное. Обучение начиналось с торжественного вручения новичку ссылки на раздел библиотеки. Через несколько дней, когда он учитывался и несколько осваивался в корпорации, приходило время практических занятий. Для начала шли вещи, которые можно делать в хайсеке(еще до жизни в нулях), это:
1. Объяснение, что такое подскан и как им пользоваться. Неплохо ткнуть в табличку ау = столько-то км. Практическое занятие – найди инструктора в белте.
2. Объяснение, что такое агро и какие бывают тактические приемы на ее основе. Практическое занятие – почему я не могу пройти в гейт, почему конкорд меня убил. (можете потренировать андок через ctrl+пробел)
3. Рассказ – зачем нужны букмарки. Научить людей делать буки и передавать их друг другу. Практическое занятие – сделать андок буку и пару бук подварпа на гейт, передача букмарок друг другу, скан гейта с буки.
4. Рассказ про типы дамага в еве, что такое трекинг, сигнатура и ракеты и как все это взаимосвязано. Привести пару примеров кого и как надо убивать. Практическое занятие – стрельба по неподвижно стоящей цели, двигающейся цели, орбитящей цели.
5. Рассказ об основных командах флиткома в ганге. Объяснение отдельных ролей – скаут, таклер, дамаг дилер… Практическое занятие – имитация полета ганга по хайсеку.
6. И в конце – турнир между новичками с поощрительным призом.
Далее – развитие и закрепление материала в учебных вылетах. Кстати, надо людям сразу объяснить, что сначала они будут сливаться и много. Только потом, когда начнут понимать, что к чему, они начнут убивать. Сливов не надо бояться, на сливах надо учиться (для пвп корпораций необходимо уделять пристальное внимание воспитанию боевого духа и правильного отношения к игре). Я еще в триале, на рифтаке, об бобовскую курсу убился раза три подряд – зато понял, что такое нейтрики для мелочи.
Еще, из доступного на ранних этапах, есть фракционные войны, мы как-то попробовали в них поучаствовать, но, из-за языкового барьера, быстро забили. Возможно, у вас не будет такой проблемы или вы скоординируетесь с профильными русскоязычными корпорациями.
6. Корпоративные мероприятия.
Теперь, несколько слов о корпоративной жизни. В любом случае вам нужна какая-то движуха, хотя бы для того, чтобы ваша корпорация отличалась от НПЦ корпораций. Вы расписали цели, как я говорил в первой части, и примерно представляете куда надо идти. В процессе развития полезно публично обозначать текущие цели. Например – набить сто килов за неделю, накапать много минералов, поставить пос в нулях и переехать туда.
Кстати, как-то наблюдал поучительную картину. Соседняя «молодая развивающаяся» корпорация решила поехать в нули и поставить там пос. На пос собирали всем миром недели две, хантили копали и все такое. И 70% стоимости этой эпической покупки вложило два человека – цео и его зам. Я старательно избегал «добровольных сборов» на корпоративные нужды – и вам того же советую. Во-первых, смысла в этом нет – один хрен большую часть вложат несколько человек. Во-вторых, у людей появляется сильная привязанность к посу/орке/еще-чему-то-там и потеря этого эпик вложения серьезный удар по морали. В-третьих, это хорошая почва для разлада в коллективе, например «Я сдал скотолько-то – а ты?», «Почему вы не даете погонять орку – я ведь на нее деньги сдавал!» «Ага! Руководство наживается на нас!»… Да и вообще, весь этот театр как-то некрасиво смотрится.
Как же поступать руководству в подобных ситуациях? Самый простой и эффективный выход – вложение своих ресурсов. Это могут быть приятели с толстым кошельком, с которыми можно договориться о помощи. Это может быть вложение денег через реал (за нелегальную покупку исков вас могут забанить, а как легально покупать смотрите в других местах – все уже давно написано). Это может быть что-то еще… не важно, суть в том, что вкладываются несколько активных, замотивированных людей, как правило, ЦЕО и директора. Не совсем приятный, но, пожалуй, единственный путь на ранних этапах.
При росте и взрослении корпорации у нее появляются дополнительные и порой серьезные источники доходов. По некоторым источникам я пройдусь в следующей части, сейчас же скажу пару слов об корп-опсах. Термином «корп-опс» можно назвать практически любое организованное мероприятие на благо корпорации: проводка фрейтера по нулям/лоу, атака вражеского поса на вкусной луне, совместная копка, совместный хант в кошелек корпорации и т.д.
Например, корпорации нужны деньги на благое дело – ЦЕО бросает клич и, на какое-то время, ставит 100% налог. Потом все организованно, или не очень, занимаются добычей денег. Можно корпорацией плексы погонять, заранее разослать скаутов посканить, потом, собрать корпоративный флот и дружно и быстро пройти их – вкусный лут в кошелек корпорации.
Другой вид корпоративных мероприятий – корпоративные собрания. В назначенное время народ собирается в ТС и ЦЕО толкает речь про то, какая у нас замечательная корпорация, как у нас замечательно живется, а скоро будет жить еще лучше, и потом все расходятся довольные как слоны… Шучу, но, как говорится, в любой шутке есть доля шутки, а все остальное правда. «Политинформация» необходима, ваши мемберы должны понимать, что делает руководство и зачем. Когда люди понимают общую цель и понимают, что именно делает руководство, КПД корпорации заметно возрастает.
Отступление 5: В рускоммунити существует такой термин – гипножаба. Его можно услышать примерно в таком контексте – «Лидер альянса включил гипножабу, промыл вам мозги и теперь вы вкалываете отвоевывая ему луны». Т.е. дежурное обвинение врагов. Более того – этот термин используют для уничижения любой общественной деятельности. Если лидер призывает начать войну за свой спейс – гипножаба, проводка фрейтера с корпангаром – гипножаба, копка на корпаративную орку – гипножаба. Ребята, если вам не нужно никакой общественной деятельности – зачем вам корпорация? Если вы делаете, хоть что-то коллективное, то ничего не делающие циники, завидуя, могут обвинить (и обвиняют) вас в глупости/промытости мозга. Не обращайте внимание – их слова не стоят ничего.
Кроме выше сказанного, необходима обратная связь, на общем собрании мемберы могут попросить объяснить какие-то неясные моменты или задать интересующие их вопросы, а руководство может им развернуто объективно ответить. Публичных разборок или ругани допускать нельзя, все должно быть в рамках вежливого общения. Еще на общих собраниях можно рассказать какие-то интересные для всех моменты – например, я открывал политическую карту и рассказывал истории возникновения альянсов и политические взаимоотношения между ними.
7. Формирование и поддержание внутрикорпоративного климата.
Я уже затрагивал этот вопрос, но остановлюсь еще раз. Этот момент на самом деле очень важен. Корпорация это общность людей. И от отношений между людьми в первую очередь зависит, приятно ли людям находится в этой корпорации, интересно ли им вместе работать ради общей цели. В идеале корпорация это семья. Семья, в которой не предают, не обманывают, где можно приехать в другой город и спокойно встретиться и переночевать. Можно зайти в корпчат и просто поговорить о жизни, обсудить какие-то вопросы, посоветоваться.
Формирование подобных отношений есть вещь в первую очередь зависящая от самих мемберов корпорации – их невозможно искусственно создать. Но, ЦЕО должен приложить к этому определенные усилия, если, конечно, он считает подобное необходимым.
Что может сделать ЦЕО в этом плане? Для начала, это фильтрация людей при рекрутинге. Необходимо отсеивать, скажем так, некомандных игроков и неадекватных людей. Обращать на эти моменты внимание при собеседовании и соответствующим образом сформулировать рекрут материалы. Не писать список типа - «Корпорация вам может предложить вкусный хант, низкий налог, хорошую логистику и т.д.», а сделать упор на что-то вроде - «Корпорация ориентирована на командную игру, нам нужны люди, которым интересно строить что-то совместное, ставящие общественные интересы превыше личных».
Далее, после приема объяснять людям, что они приходят не на день-неделю, а на месяцы и, возможно, годы. Что не надо сориться с людьми, с которыми летаешь, стараться быть выдержанными, если какой-то негатив в реале – не надо его нести в корпорацию и т.п. Приходится объяснять во многом очевидные вещи, но, если этого не делать, будут конфликты, терки, ругань порой из за сущих пустяков. Собственно, конфликты все равно будут, но уже не в таком количестве.
ЦЕО, особенно в маленьком коллективе, часто выступает в качестве судьи, последней инстанции, решающей кто был прав в споре, а кто нехороший человек. Самое интересное, что чаще всего правы/неправы обе стороны, и задача стоит скорее не ткнуть пальцем – ты козел, а ты молодец, а в том, чтобы объяснить правоту/неправоту обоим сторонам. Объяснить так, чтобы они продолжили эффективную совместную работу дальше. ЦЕО часто выступает в роли психолога, или воспитателя в детском саду (называйте как хотите) разбирая и разруливая конфликты возникающие на пустом месте. Или не на пустом… но от этого не менее бессмысленные.
Отступление 6: На моей памяти больше всего нервов мне сожгла любовная история между… ну пусть ЦЕО и замом ЦЕО корпорации в моем альянсе (дело было не в еве). Это ппц. Парочка была горячей, активной и вовлекала в свои разборки всех до кого дотягивалась. Все до кого они дотягивались, в том числе и я, разводили их по углам, утешали, мирили и потом скандал начинался заново. Мелодрама длилась довольно долго, и вовлекла в себя много людей, которые должны были заниматься несколько другими вещами… Еще был жесткий момент, когда человек из-за высоких моральных принципов(!) начал шантажировать(!) свою корпорацию (союзную мне), чтобы ему что-то там отдали. Причем человек сидел на своей волне, рассуждал о высокой морали и о том, что его кинули и достучаться до него было очень тяжело. Я таки достучался, но после этой беседы меня можно было выжимать.
По мотивам отступления могу вам посоветовать держаться подальше от горячих любовных пар, морализаторов - это люди, использующие мораль для рассуждений примерно в ключе «Кто-то там козел, а я на белом коне», и вообще подальше от всяких troublemaker-ов. Морализаторы порой много делают для коллектива (особенно в начале, когда они завоевывают позицию повыше и не считают себя вправе судить налево и направо) но, в конечном итоге, на удержание их в узде тратится слишком много нервов и времени. Под траблмэйкерами я понимаю людей, которые создают больше проблем, чем приносят пользы. В качестве яркого примера можно привести «юношу младого, со взором горящим», яро борющемся за идеалы корпорации/коллектива в своем понимании. С максимализмом и фанатизмом он клемит врагов и предателей, в процессе борьбы за правое дело вляпывается во всевозможные неприятности, доставать из которых приходится вам. В конечном итоге от такого мембера пользы немного, а проблем… а проблемы могут просто изумить своим масштабом и количеством. Причем проблемы идут от «своего», а не от врагов. А еще впоследствии сей «юноша» называет вас предателем потому, что вы неправильным образом разгребаете созданные им проблемы.
Так же… наверное, это мало чем поможет, но все же – коллектив порой состоит из очень разных, плохо совместимых людей. Между этими людьми могут быть и будут конфликты, эти люди могут вам не подчинятся, поскольку у вас нет способностей/возможностей держать их в узде. Может быть, кому-то захочется власти или кто-то будет искренне считать, что только он пашет, а все остальные ничего не делают. Обратите внимание – насколько вам проблематично управлять коллективом. И кто является причиной проблем. Может это вы сами, может кто-то из директоров раскачивает лодку, может кто-то по природной особенности не может играть в команде. Подумайте, и примите решение.
Иногда люди понимают, что от человека больше проблем, конфликтов, негатива, чем какой-то пользы, но продолжают держать в корпорации. Например, если человек действительно что-то делает и не хочется это терять, иногда держат за прошлые заслуги. Но… вы ЦЕО и у вас есть обязательства перед коллективом, от вас зависит, будет ли этот механизм работать или погрязнет во внутренних конфликтах.
Может быть, этот подход (польза/вред корпорации), покажется некрасивым. Но, на самом деле, от этого никуда не деться. Это работа у ЦЕО такая. Простые мемберы не видят как эти долбанные колесики вертятся. Да и их, чаще всего, это не волнует, они рассуждают с позиции – есть фан, нет фана. Нравится ЦЕО – значит он хороший, не нравится – плохой. Как там ЦЕО и директора нервы жгут нервы и время ради этого фана/удобств часто их не волнует. Если вы ЦЕО, не надо по этому поводу испытывать негативных эмоций – таков мир, и его надо воспринимать таким какой он есть.
А есть мемберы, которые тихо и спокойно помогают корпорации. Берут на себя задачу и спокойно ее делают, не строя из себя героев не поднимая паники по пустякам. Цените таких мемберов и берегите их.
И, возвращаясь к основной теме раздела, напоминаю – внутрикорпоративный климат нужно не только формировать, но поддерживать. Гасить в зародыше все конфликты, объяснять людям что и зачем они делают, быть в курсе чаяний и проблем своих мемберов, координировать работу директоров и т.д. Все это вместе может быть непросто, но этим нужно заниматься.
8. Куда дальше?
Вы создали корпорацию, набрали людей, что-то пытаетесь сделать. Что-то получается, что-то нет. Вы попробовали вкус власти, огребли первый негатив и первый позитив. Зачастую где-то на этом этапе появляется вопрос – «А оно мне надо?», или вы тихо осознаете, что оно вам надо, но вы это не тянете, или вам что-то не нравится. Бывает, особенно с ростом корпорации, что ева начинает потреблять гораздо больше времени, чем хотелось бы. Могут начаться проблемы на работе или в семье. Самое время остановиться и проанализировать текущую ситуацию. Постарайтесь трезво оценить свои желания и возможности. Амбиции вещь хорошая, но за них надо платить. Приемлема ли для вас цена?
Поймите меня правильно - я не призываю вас отказаться от своей мечты. Просто есть ситуации, когда вы понимаете, что вы что-то не тянете, по каким-либо причинам, и лучшим выходом для всех будет, если вы примите взвешенное разумное решение. Никто не будет радоваться, если вы из за игры вылетите из института, потеряете работу или семью. Постарайтесь как-то найти сбалансированную позицию, где вы можете заниматься тем, что вам интересно и вместе с тем не причинять вреда себе и другим людям.
Одним из частых предложений на данном этапе – это слияние корпораций. Это на самом деле может быть для вас и вашей корпорации выход. Появятся новые, активные мемебры, которые возьмут на себя часть организационной нагрузки. Существенно расширится круг задач, которые вы можете решить. Причем я имею ввиду не только вливание в вашу корпорацию, но и вливание вашей корпорации в другую. Да, для многих это может означать отступление от мечты, но… проанализируйте ситуацию сами. Постарайтесь трезво оценить ваше положение и ваши амбиции, вспомните цель корпорации, зачем вы ее создавали, зачем к вам шли люди. Может быть этот вариант (вливание в другую корпорацию) для вас в корне неприемлем и незачем даже задумываться. Кстати, как вариант, можно создать новую корпорацию и всем вместе перейти туда. Единственный совет – во главе должен стоять один человек.
Отступление 7: Демократия, когда решения принимают равные путем голосования или еще как, в еве не работает. Она и в реале не работает, всегда есть кто-то главный. Во главе должен стоять один человек, чьи приказы исполняют все. Иначе это будет не корпорация, а совещательный комитет, неспособный на какую-либо серьезную деятельность.
Еще один вопрос, часто появляющийся перед корпорациями на этом этапе – переезд. Корпорация выросла и может попытаться сменить место жительства, переехать в лоу или нули, в соответствии со своим планом развития. Года два назад некоторым альянсам было безразличны чужие палки в их нулях. Сейчас же основной доход идет от ханта в заклайменных системах. Поднять свой суверенитет и развернуть апгрейды молодой корпорации на халяву, никто не даст – надо идти в ситезены. Для условно мирных корпораций это, пожалуй, единственный путь в нули. Лоусеки для мирных корпораций не лучший выход, я не являюсь экспертом в этом вопросе – но станции со свободным доком, где может спокойно сидеть враг днями напролет не есть гуд. Еще вормхолы… но мне про них рассказать нечего. Для пвп корпораций есть варианты – лоу, нпц нули, ситезены.
Несколько слов о аспектах пвп развития, чтобы вы представляли куда идти. В еве есть две пвп вершины – клаймящие альянсы и про пвп роаминг(ППР) корпорации. Основное различие – обязаловка. У клаймящих альянсов есть территория, станции, капверфи, которые нужно защищать. Для защиты нужно постоянно воевать, причем чаще всего помогая союзнику из своего блока. Это порождает в свою очередь структуру альянса больше похожую на армию, с жестокой дисциплиной и репрессивным командованием. У ППР корпораций нет над собой домоклового меча, но и нет связанных с этим вкусностей. Если клаямящий альянс можно сравнить с армией, то ППР корпорация это скорее некая банда охотников профессионалов, подрезающая все что плохо лежит. Причем до репутации «про пвп», дотягивают очень немногие из роаминг корпораций.
Для роаминг корпорации мерилом успеха является киллборда. Если у мембера нет килов его могут из про корпы попросить, или дать задание – нарисуй столько-то килов к концу недели, не справился – кик. В клаймящем альянсе основным мерилом является явка на КТА(Call to Arms(призыв к оружию)), отдельной строкой идут явившиеся на соответствующие КТА капы и супер капы. Нет от корпы достаточной явки – кик.
Многие люди не понимают, что значит состоять в клаймящем али и летать на КТА. Поясню. КТА это когда все в альянсе должны куда-то лететь, в кого-то стрелять, что-то охранять, короче говоря, нет ничего особо сложного – просто выполнять команды али флиткома. Но, сие действие может длиться полдня. Так же КТА могут быть практически каждый день на протяжении месяцев. Мало людей из пришедших в еву играть способны выдерживать такой темп. Еще меньше тех, кто может от подобного получать удовольствие.
Приходит молодая корпа в альянс, ЦЕО корпы расписывает лидеру али какие они классные пвпшники как будут они выставлять много людей на КТА. Их принимают, говорят им: «Ок, ребята, летайте на КТА, а там посмотрим». И скоро мемберы новой корпорации(и ЦЕО) смотрят на постоянные КТА квадратными глазами. На новичков, которые по началу делают много косяков, наезжает в грубой форме али флитком, на ЦЕО наезжает лидер али(часто это бывает одно и тоже лицо). И скоро вылетает молодая корпа из альянса, вся из себя шокированная. Я немного приукрашиваю, но часто так и происходит.
Для больших корпораций обеспечить заметную явку на КТА задача гораздо проще, чем для маленьких, но гордых. В принципе, для малой корпорации реально удержаться в пвп альянсе и развиться до большой, но это тяжело. ЦЕО, директорам, мемберам надо впахивать, впахивать и еще раз впахивать. Так что, хорошенько подумайте, прежде чем лезть в клаймящий альянс.
Тут логически напрашивается сравнение роаминг корпораций и клаймящих али. Честно говоря, мне не хочется в это углубляться. По этому поводу сломано много копий и идет постоянная ругань. Какой стиль жизни вам больше нравится – решайте сами. Можете предварительно попробовать и то и другое.
Вернемся к вариантам переезда для пвп корпораций – лоу, нпц нули, ситезены. В лоу имеет смысл жить как на промежуточной станции. Все-таки наличие некоторых охранных мер и залетных неопытных пилотов не дает накала борьбы сравнимого с нулями. Но, некоторым нравятся и они там так и остаются.
НПЦ нули, место для истинного роамингщика. Я там жил мимолетом, и мне сложно дать исчерпывающую картину. Могу сказать, что там достаточно тяжелая жизнь, трудно зарабатывать деньги на корабли, но интересная. Пвп там по самые уши, правда, это пвп может быть несколько односторонним, причем не в вашу пользу. Желательно туда соваться, если у вас есть костяк из опытных пилотов. Вкусности вроде лун и хороших пиратских агентов, охраняют и пользуют злые дядьки, но при желании можно найти место куда всунуться.
Ситезены. В ситезены молодой пвп корпорации имеет смысл идти, когда они уже выбрали клаймящий альянс, в который они хотят вступить. В идеале заранее договориться о совместных полетах с флиткомами альянса или с какой-либо из пвп корпораций альянса. Соответственно спокойно развиваться, расти, получать опыт пвп и готовиться к вступлению. Тут есть нюанс. К ситезенам многие пвп пилоты относятся снисходительно, с ними не считаются, их не уважают, да и плата денег за охрану плохо стыкуется с духом пвп. Но, я считаю, что это вполне нормальный вариант и моя корпорация через него успешно прошла (правда влезли мы в альянс несколько рановато, у нас было слишком мало людей и было тяжело).
9. Немного истории.
В конце немного воспоминаний о моей собственной корпорации. Общую сводку написанного выше я решил не делать, так как написано слишком много разностороннего. Вместо этого я расположил материал в условно хронологическом порядке, по мере востребованности.
Итак, история от образования корпорации до вступления в РОЛы.
Создали мы корпорацию 1-го января 2009 года. В составе из трех нубов, нескольких месяцев от роду.
Я подготовил рекрут материалы, Подлый нашел ТС, Дмитрий сделал форум. И начали мы рекрутинг. Шли к нам в основном такие же нубы, большой частью с Минска – мы их цепляли в белорусском чате. Уломал старого знакомого, страдающего фигней в дрон регионах. За месяц-полтора поднабрали людей. Изначально наша база была в Алдике. Это хай сек в двух прыгах от редко в то время используемого входа в Геминат регион. Этот регион тогда нафиг никому не упал – шлялись там кому не лень и можно было воткнуть свой пос.
Росли, пытались делать вылазки в нули. Помню, большая радость была, когда завалили два первых пиратских дрейка. Летали, учились, кого-то убивали, но чаще сливались. Кстати, для молодой пвп корпорации очень важно иметь человека, который может и хочет водить ганги, а лучше нескольких. Новички боятся, и в целом обоснованно, лезть в нули без руководства опытных товарищей. А никуда не летая ничему, не научишься. Молодые флиткомы, тоже боятся слить ганг, потерять авторитет, не оправдать доверия. Не летают или пропадают в реале, и вся «пвп корпорация» сидит и курит, ожидая их, поэтому флиткомов нужно мотивировать и иметь кого-то на подстраховке.
Росли… доросли до чаров 15 где-то, и решили поставить пос в нулях. Присмотрели место никому особо не нужное, луну, на которой можно копать что-то средней вкусности. Протащили транспорты – воткнули палку и минимальный обвес. Все, теперь у нас есть база в нулях и место для ханта! Апгрейдов с аномальками не было, все сидели в белтах. Начали пинать оседлых мемберов, дабы они переезжали в нули, это, кстати, тоже проблема для «молодой корпорации» особенно если она пытается сочетать «все в одном» (берут и майнеров, и пвпшников, и производственников, вообще всех).
Прошла где-то неделя, может меньше, на нас вышел лидер Инициативов и сказал, что у нас час на свертывание палки иначе ее снесут (этот кусок карты им передал ныне не существующий альянс KIA). На совещании я сказал народу: «Чистим ангар и обвешиваем пос пушками». Хотя был ряд мнений на тему, поступить по умному и спасти пос. Сам побежал по соседним и не очень али на предмет организации хотдропа. Организовать не получилось, людям или было неинтересно или было слишком далеко лететь. Впоследствии, прилетела пачка дредов, зареинфорсила а потом и убила палку.
Собственно, почему я остановился на этом эпизоде, и почему не свернул пос? Потому, что если вы хотите быть воином – надо себя вести как воин, до последнего искать возможности навредить противнику. А если будете сдаваться или откупаться, хорошего воина из вас никогда не получится. Аналогично это касается других профессий, не надо торговцем лезть в войну – ничего толкового не получается.
Ок, выпнули нас из нулей и мы начали искать варианты куда податься. Варианты были: пойти в ситезены, пойти в нпц нули, попробовать снова воткнуть пос в чужих нулях. Последний вариант отпадал, так как в повторении истории никто не видел смысла. В ситезены не хотелось, так как это плохо сочеталось с нашими «идеалами пвп». Тут как раз в результате войны, кто-то съехал из Курсы(НПЦ регион Curse), и пара старых знакомых пришла с предложением вщемиться туда.
Попробовали переехать туда. Переезд прошел неудачно. Наш флитком на проводку кораблей не явился, заменяющий его опытный игрок флот вел хреново, половина не долетела, вдобавок по дороге переругались. Более оседлая половина так и осталась в импе, тихо саботируя дальнейшие попытки их туда затащить, а другая половина с грехом пополам перебралась. Комфортно там себя чувствовало только несколько опытных игроков. Одним словом – фэйл.
Произошло это из-за типичной ошибки при планировании корпорации – набрав людей по принципу «все в одном», мы попытались их переместить в канву жестких пвпшников. На моей памяти эту ошибку в той или иной форме повторяли другие корпорации и не один раз, некоторые даже разваливались. Не повторяйте подобных ошибок, учитесь на ошибках других.
Забегая вперед, скажу, что после вступления в РОЛ и обеспечения комфортной жизни в нулях «оседлые» все равно отсеялись под давлением военной жизни. Причем многих людей на самом деле очень жаль было терять. Во многом это мой фэйл тоже, поскольку я принимал этих людей, а потом привел их к той ситуации, когда они были вынуждены уйти из корпорации. С другой стороны, если вы стремитесь к вершине потери «отстающих» неизбежны, но в ваших силах свести эти потери к минимуму.
После неудачной попытки переезда в Курсу я занялся вторым вариантом – пойти в ситезены к РОЛам. Большая часть еве игроков Минска была именно в этом альянсе, в том числе один из директоров Леты. Через него я вышел на лидера али – Лордекса. Лордекс меня не хотел брать в ситезены, в тот момент альянс не был заинтересован в ситезен программе и даже не имел ситезен али. Вместо этого он предложил опытным игрокам вступить в Лету (основная корпорация РОЛ), а новичкам пройти через академию Леты, но мне удалось его уговорить на ситезенство с прицелом на дальнейшее вступление в альянс, после того как мы подрастем.
Нам поставили плюсы от РОЛов и ААА, мы поставили пос на новом месте, перетащили шмотки начали жизнь как ситезены. Кстати, плюсов с систематиками и ковенами у нас не было – периодически стрелялись на бриджах, в хеде и летали к ним в гости. Да, и по правде говоря, многим из нас было в новинку пользоваться бриджами и жить в нулях, но быстро привыкли.
Что могу сказать про жизнь в качестве ситезенов? С одной стороны сухо и комфортно, а с другой стороны пвп альянсы с ситезенами не считаются, для них ситезены это люди второго сорта. Например, за директором одной из корпораций ААА пришлось бегать неделю, чтобы он дал доступ к своему бриджу. А еще у нас, к сожалению, не получалось летать с флиткомами альянса. Потому, что стендинги какой-то там левой корпорации (ситезен али не было) никто проставлять не будет. Были полеты небольшими гангами с теми же минчанами.
Через два месяца мы подросли до 40 чаров в корпорации, поднабрались боевого опыта. В это время меня начал уже пинать директорат с лозунгом «Пошли быстрей, а то там все вкусное съедят!». Для развития корпорации нужны иски, а иски из ниоткуда не берутся, хотелось застолбить несколько лун, с которых бы в корпвалет что-то бы капало. Когда РОЛы зачистили Фейтаболис от гуннов, там было всего две корпорации в 300 мемберов численности. Постепенно они набирали корпорации, и свободных лун становилось все меньше.
Тут параллельно произошла еще одна история, которая оказала на нас непосредственное влияние. В РОЛ была принята корпорация одного из знакомых Лордекса. Корпорация забила болт на али вылеты и карибасила, через некоторое время ее кикнули, а к приему новых корпораций стали относиться более критично. Когда я постучался к Лордексу и сказал, мол мы созрели, он уже не хотел нас брать. Мне удалось вщемиться, напомнив о первоначальном уговоре, что нас возьмут после периода ситезенства. И то, принимали в альянс неделю – у Лордекса не было время зайти в игру, а Пупс от этого дела устранился. Пупса тоже понять можно, ему эти нубо-корпорации нафиг не упали.
Отступление 8: Альянсам выгодно принимать мощные большие корпорации, уже подтвердившие делом свою способность к пвп. Во-первых, нет лотереи «взлетит/не взлетит», из принятых корпораций, не бывших в клаймящих али ранее, выдерживала темп одна из трех-четырех, остальные отсеивались. Во-вторых, ими значительно проще управлять, чем меньше субъектов управления, чем более субъекты самостоятельны – тем больше у али лидеров времени на другие, важные дела альянса. Ну и, собственно, али флиткомам в разы меньше геммороя, им не надо объяснять как фитить корабли, пилоты подобных корпораций гораздо меньше ошибаются и на них можно положиться.
В конечном итоге мы удержались в альянсе и стали нормальной пвп корпорацией. Хотя, на самом деле, для нас это дорогого стоило. Я, например, уходил на обед на КТА, отпрашивался с работы, звонил другим мемберам просил их поучаствовать, все мое свободное и не очень время уходило на еву. От нас уходили хорошие люди, не способные из за реала или по другим причинам выдержать такой темп. А надо было еще расти, брать и обучать новых людей, решать кучу возникающих проблем. Но… у нас это получилось, и на момент моего ухода от корпорации на КТА стабильно было 10-14 пилотов. Причем КТА шли не раз в месяц, а три-пять раз в неделю, в отрыве от региона проживания.
Описание нашей истории несколько отрывочное, так же я могу еще многое рассказать, но текста в этой части и так уже гораздо больше, чем я планировал, пора остановиться. Более подробно о жизни в ПВП али, способах управления, методах организации и мотивации людей я хочу рассказать в следующей части. Когда у меня получится ее написать, я пока не могу сказать даже приблизительно.
Вместо послесловия.
Работа ЦЕО это тяжелый и неблагодарный труд. Простые мемберы зачастую видят конечный эффект, а что за ним стоит – никому не интересно. Как говорится: «Если мы кого-то убили, то мы молодцы! Если слились, то это флитком виноват!» С другой стороны это замечательная возможность получить бесценный жизненный опыт. Опыт общения, опыт организации, опыт критических ситуаций. Дерзайте! Стремитесь к вершинам, покоряйте их. При этом не забывайте про реал, и помните, что хоть и игра про космические кораблики, но играют в нее реальные, живые люди. Знайте чувство меры, и спокойно идите к цели. Если у вас что-то не получилось сегодня, учтите ошибки и попытайтесь снова завтра... У вас все получится.
С наилучшими пожеланиями. Хан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий